Социальная информатика в лицее научно –инженерного профиля  Опыт преподавания

 

Гладков Юрий Анатольевич

Лицей научно-инженерного профиля (ЛНИП), г. Королев Московской области

МГТУ им. Н.Э.Баумана, г. Москва

 

 

Praemonitus praemunitus

“Кто предупрежден,  тот вооружен”

 

“Нашему уму свойственно верить, а воле – хотеть;
и если у них нет достойных предметов для веры и
желания, они устремляются к недостойным”

Блез Паскаль

 

1. Структура курса информатики в лицее НИП

1.     Алгоритмизация и основы программирования (язык Qbasic).– 90 часов.– 8, 9 класс.

2.     Информационные технологии. ОС, системное программное обеспечение. Прикладное (офисное) программное обеспечение. Интернет. HTML.­– 54 часа.– 9, 10 класс.

3.     Устройство ЭВМ.– 8 часов.–  10 класс.

4.     Арифметические основы ЭВМ.– 10 часов.–  10 класс.

5.     Логические основы ЭВМ.– 10 часов.–  10 класс.

6.     Социальная информатика.– 8 часов.–  10 класс.

7.     Численные методы. Моделирование (язык Pascal).– 60 часов.–  11 класс.

2. Структура раздела «социальная информатика»

1.     Содержание и задачи социальной информатики, информаци­он­ное общество и информационные ресурсы;

2.     информационно-энергетическая модель вселенной, расширенное понятие информации как структурно-смыслового разнообразия мира;

3.     модель «личность и информационная среда»;

4.     экологоэтические проблемы использования ЭВМ.

2.1. Информационно-энергетическая модель вселенной

Информационно-энергетическая модель (IEV–модель), использующая предложенную в 1921 г. академиком Бергом теорию номогенеза, позволяет в отличие от геометрофизических моделей представить такие понятия как сознание, нравственность, душа, дух. Соотнести электронную информацию и сознание.

IEV–модель соответствует уровню общества как части Универсума: информационные ресурсы и общество, экоэтическая и информационная безопасность общества. Модель разработана в МГТУ им. Н.Э.Баумана профессором В.Н.Волченко.

 

Рис. 1. Информационно – энергетическая модель вещественного и информационного миров: a, b, d, g, W - точки (области) сингулярности; V – витальность (жизнеспособность) систем; I – информативность; Е – энергетичность.

Пояснение. На IEV–диаграмме показаны встречные информационные потоки от Абсолюта к системам вещественного мира и обратно. Абсолют и связанный с ним тонкий мир посылают в мир вещественный всю необходимую для его развития информацию. Обратно, к абсолюту приходят все данные о реализации идей Абсолюта. Обмен информацией идет как бы по трем каналам – через альфа и омега сингулярности, – и непосредственно от каждой ячейки вещественного мира, как живого, так и косного.

Условно показано, что для ячейки человеческого сознания число информационных лучей весьма велико. Можно считать, что их число не ограничено конкретной величиной. Связь с Абсолютом реализуется через «сверхсознание» человека, то есть через Дух, в его Душе. Все остальные живые системы имеют ограниченное число связей и, соответственно, ограниченный уровень сознания. Благодаря «расширенному» сознанию человек пытается постигать смысл жизни и сам ее конструировать.

2.2. Модель «личность и информационная среда»

Модель «личность и информационная среда» рассматривает личность как элемент информационного пространства, испытывающий воздействие со стороны семьи, школы, «улицы», средств массовой информации, «виртуала» – представленных в модели как информационные поля. Эта модель соответствует уровню личности: информационные ресурсы и личность, экоэтическая и информационная безопасность личности.

 

3. Формы учебной работы при изучении раздела

1.     Лекции – 4 или 6 часов, в том числе одна лекция в 9 классе;

2.     круглые столы – 2 или 4 часа;

3.     контрольная работа – 1 час (один вопрос в полугодовой контрольной работе).

4. Темы и вопросы на практических занятиях

4.1. Темы докладов на круглых столах

·        Что должен включать в себя экоэтический кодекс или закон о защите прав потребителей информации?

·        Нужно ли бороться с компьютерными наркотиками - играми?

·        Реклама - двигатель или тормоз прогресса?

·        Как сделать Интернет планетарным МЧС?

·        Возможно ли создание полноценного искусственного интеллекта?

4.2. Формулировки вопросов контрольной работы

·        Предмет изучения социальной информатики. Информационное общество. Информационные ресурсы.

·        Информационно-энергетическая модель вселенной. Расширенное понятие информации на примере модели.

·        Модель «личность и информационная среда». Экологоэтические проблемы использования ЭВМ.

5. Итоги эксперимента

1.     Школьники ознакомились с базовыми понятиями социальной информатики и инженерной этики.

2.     На круглых столах в ходе дискуссии учащиеся сами предложили ряд мер по снижению негативного влияния информационных полей на личность и общество.

3.     Удалось усилить межпредметные связи ­– с предметами гуманитарно-филосовского цикла (идеализм, материализм); с биологией (эволюционные учения, теория номогенеза академика Берга); с физикой (модель большого взрыва, физический вакуум, торсионные поля, бюоны).

4.     Контрольная работа подтвердила достаточно высокую степень усвоения материала.

Приложение. Рисунки, поясняющие IEV–модель В.Н. Волченко

                                                                                                           Ü Творение E ¬I

 

                          Энергетичность, E

                                                                       

                                                                     Информативность, I

                                                                                               

                                                Вещественный мир                        Тонкий мир                  Ý

                                                           

                                                            

                                                                                                             e                             J

 

 

                                                                                                               I-E барьер

                          Косное                                    Живое

            ß

                                                                                                                                                 Ý

 

                                        

  a-                                                                                                                           W-сингулярность

сингуляр                                                                                                                                 Витальность V=I/E

ность            Газ             Жидкость     Твёрдое           ЭВМ          Растения         Животные       Человек                                                                                                     

                                                                Н о м о г е н е з

                                                               b                               g     

               сингулярность                 сингулярность

         ß                                     Творение E ® I                     

 

 

 

Рис. 3. Научно–эзотерическая схема–модель номогенеза Вселенной (IEV–модель)

в ее вещественном и тонкоматериальном (информационном) мирах. Условно показана “петля” развития (творения) Вселенной. a, b, g, W — точки (области) сингулярности: a — начальная точка; g — переход от вещественного к информационному миру;
b — переход от косных к живым системам; W — конечная точка в петле развития.

 


                                    Вещественный мир                   

                                                                                           Ig=Iмакс

                                                             Информационный    

                                                                                                        (тонкий) мир

                b - барьер                                       Ib                                                                                                                                         

            Виртуальное                                                

            пространство ЭВМ                                                   

                                                                         Активное              И-Э (g) барьер

                                                                         сознание

                                                                                                                                               

 

 

 

                                                            Подсознание

                    a                                             Косное                              Флора      Фауна           Человек                                                                                                         W

                                                                                               

Рис. 4. Схема IE барьера (g сингулярности) между  вещественным и тонким мирами



Используются технологии uCoz