|
Исследовательская работа как один из путей преодоления этических проблем в системе "Учитель - Учащийся - ЭВМ" 10.06.1999
Опубликовано: Гладков Ю.А. Исследовательская работа как один из путей преодоления этических проблем в системе "Учитель - Учащийся - ЭВМ". // IX международная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании": Сборник трудов участников конференции. Часть II. -М.: МИФИ, 1999. -с. 150-152.
Введение Влияние школьника на компьютер учителям информатики хорошо известно — после уроков часто необходимо восстанавливать работоспособность программной системы. Но мы зададимся вопросом, каково влияние компьютера на учащегося? К этой проблеме различные специалисты подходят с разных сторон. Так, например психологи предлагают рассматривать игровые занятия ребенка с компьютером как замену активного познавательного процесса в традиционной игре в компании друзей с игрушками на пассивный процесс поглощения виртуальной информации из киберпространства (в этом контексте так же упоминают и средства массовой информации). В наших работах [1 – 3] мы опираемся на концепции научной школы профессора В.Н.Волченко [4]. Предложено рассматривать проблемы взаимодействия в системе "Учитель — Учащийся — ЭВМ" как проекцию современных экологических и этических (экоэтических) проблем, порожденных научно – техническим прогрессом. Для анализа причин деструктивного поведения мы предлагаем использовать рекомендации описанные в [5, 6]. Этические проблемы Приведенные ниже проблемы мы относим к разряду этических, так как для их решения, как нам кажется, необходим больше не юридический, запретнический, а этический подход. Т.е. ребенку необходимо донести позиции морали общества, относительно компьютерной информации. Объяснить что хорошо, а что плохо в работе с электронной информацией. Вот условный перечень главных этических проблем в системе компьютер–ребенок:
Пути преодоления этических проблем Для решения проблем деструктивного использования компьютеров учащимися школ повсеместно используется подход, при котором формируются нормы поведения в кабинете информатики. При этом правовые нормы могут носить запрещающий (обязующий) и рекомендующий характер. Наличие таких правил работы в кабинете информатики в части, относящейся к устранению прямой угрозы здоровью учеников, обязательно по требованиям техники безопасности. Однако, по нашему мнению, этот подход решает только часть проблем. Этические проблемы умения без вреда для окружающих и без вреда для самого себя использовать компьютерные системы при этом остаются. Нам кажется, что так же необходимо формирование навыков использования нравственных критериев оценки информации. Кратко можно сформулировать следующие пути обучения умению оценивать качество информации по критерию нравственности. 1. В базовый курс “основы информатики и вычислительной техники” необходимо ввести темы, освещающие экоэтические вопросы владения вычислительными системами. Необходимо показать опасности компьютерных технологий для общества [4]. 2. В разделе "Информация и информационные процессы" необходимо расширить определение информации. Полезно дополнить материалистическое определение, приведенное в [7] В.А.Кайминым. По нашему мнению для формирования понимания сути экоэтических проблем необходимо определение, в котором информация рассматривается как фундаментальное свойство вселенной, наряду с материей–энергией. Необходимо провести параллель с сознанием человека и сознанием общества. Показать, что сознание, есть высшая форма информации. 3. Познакомить учащихся с информационно-энергетической моделью эволюции вселенной по закону номогенеза (то есть, развития не случайного, а по закону природы) [4]. Из этой модели можно вывести нравственные критерии оценки информации. 4. Привести примеры возможных последствий деструктивного доведения и легкомысленного отношения к влиянию компьютерных систем на сознание самих учащихся [2, 3]. 5. Необходимо учить получать удовлетворение от конструктивного использования ЭВМ, когда имеется явная польза от работы учащегося с компьютером. Исследовательская работа учащихся как путь обучения конструктивному владению компьютерными системами Традиционно учителя информатики помогают ученикам в написании программ и в научно–исследовательских работах, для которых использование современной вычислительной техники необходимо. Наш опыт подобной работы с учащимися показывает, что их исследовательская деятельность ведет к наибыстрейшему пониманию места компьютера в жизни. Здесь можно говорить об использовании метода замещения, когда ученик, раньше тративший часы на компьютерные игры и бесполезное общение с ЭВМ, начинает использовать это время для написания программы или комплексной научно–исследовательской работы. Особенную ценность для образования школьника носит именно исследовательская работа, а не написание абстрактной в плане практической ценности и актуальности программы. Приобретение учащимся навыков конструктивного использования компьютера и является, по сути, решением поставленных выше этических проблем. Школьник учится именно этично, с видимой пользой, применять вычислительную технику. Здесь большую роль играют конференции молодых исследователей, которые получили сейчас широкое распространение. Участие в конференции является одновременно и стимулом для написания работы, и механизмом поощрения полезной исследовательской деятельности ученика. Наличие поощрения за приносящую пользу работу делает очевидным для школьника бесполезность, а то и вред времяпрепровождения в виртуальном киберпространстве. Кстати, учащийся так же часто получает через некоторое время положительный эффект в обучении математике, физике, английскому языку и другим предметам за счет приобретаемых во время самостоятельных исследований навыков самообразования. Подобные выводы следуют из опыта нашей работы в течение нескольких последних лет в лицее. Ребята, не всегда лучшие по поведению и по успеваемости, в итоге исследовательских работ находили для себя подход к собственному обучению. Они не только получали награды на конференциях, но и часто существенно изменяли свое отношение к обучению. В результате своих побед на конференциях "Шаг в будущее", "Поиск", "Старт в науку", "Международная космическая олимпиада" их имена стали известны. В периодике, освещающей эти мероприятия, можно встретить фамилии Д.Р.Бек-Назарова, Б.В.Дементьева, К.Н.Медникова, Д.А.Петруняки, А.И.Синева, П.Ю.Феноги, А.В.Хвостенко, С.А.Черебатова, Д.А.Шамшуриной. Среди их достижений главным является их успешная учеба в самых престижных высших учебных заведениях. Ну а среди второстепенного, диплом и премия ректора МГТУ им. Н.Э.Баумана, диплом и премия министерства Науки и Технологий, диплом второй степени на Национальном молодых ученых Европейского Союза, ряд первых мест на московских и всероссийских конференциях “Шаг в будущее”, дипломы первой степени на научно-практической конференции “Поиск” и т.д. Литература 3. Гладков Ю.А. Этические особенности использования компьютерных систем учащимися школ. / Материалы X Международной конференции “Применение новых технологий в образовании”, 30 июня – 3 июля 1999г., Троицк.- Фонд новых технологий в образовании “Байтик”, 1999.- с. 53-55. 4. Волченко В.Н. Экоэтика электронной информации // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества. Материалы 6-й международной конференции “Крым 99”. Судак, Автономная Республика Крым, Украина, 6–14 июня 1999. 5. Dreikurs, Rudolf’ and Vicki Soltz. Children: The Challenge. New York: Dutton, 1964. 6. Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины.- М.: Генезис, 1997. 287 с. 7. Каймин В.А, Щеголев А.Г., Ерохина Е.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники: Проб. Учеб. Пособие для 10-11 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1989. -272с. |