Фото, Гладков Ю.А.


Главная

Научные интересы

Публикации

Архив

Контакты

Ccылки


Некоторые аспекты организации научно-исследовательской деятельности в лицее научно-инженерного профиля г. Королева
на базе факультативного курса “Технология разработки программ"


01.04.1999

В последнее десятилетие в России различными образовательными учреждениями проводится более десятка конференций школьников, студентов. Крупнейшими из них являются конференция “Шаг в будущее” (базовый университет – МГТУ им. Н.Э.Баумана), конференция-конкурс научных работ учащихся старших классов “Юниор” (МИФИ), научно-практическая конференция “Поиск”, конференция “Юность. Наука. Культура.” в г. Обнинск, Международный космический лагерь школьников в г. Королев, конкурс юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского и т.д. В этом году в первый раз было проведено еще одно мероприятие подобного профиля – Международная научно-техническая конференция школьников “Старт в науку” (МФТИ).

Наряду с экономико–политическими причинами, обусловливающими всплеск интереса к научно-исследовательской работе школьников (НИРШ) и студентов его можно объяснить общемировыми тенденциями в образовании, такими как увеличение доли самообразования в обучении, акцент на экологические, нравственно-этические вопросы в гуманитарных и естественнонаучных циклах, повышение интереса к индивидуализированным технологиям в образовании.

Аннатационно методику проведения НИРШ на базе факультативного курса “Технология разработки программ” в лицее НИП можно представить следующим образом.

Центральным мероприятием является названный факультативный курс “Технология разработки программ” (подготовлен Гладковым Ю.А.). Внимание на факультативе сосредоточено на стратегических вопросах НИРШ с использованием вычислительной техники: типы и структуры данных, планирование работы, право, дизайн, риторика, психология, философия. Глубина рассмотрения столь объемных предметных областей невелика. Разбираются только некоторые прикладные аспекты этих наук, однако изложение ведется взаимосвязанно, предположительно, для достижения единой цели - создания законченной исследовательской работы и ее успешного представления на специализированных мероприятиях. Некоторые нетривиальные материалы взяты из курса “Экоэтика науки и техники” (профессор В.Н.Волченко), читаемого в МГТУ им. Н.Э.Баумана аспирантам и преподавателям высшей школы.

Особенностью факультатива является совместное прочтение технических и гуманитарных дисциплин. Примерное распределение материала в объеме еженедельного двухчасового занятия следующее: 2/3 - технические знания, 1/3 - гуманитарные (при лекционном изложении материала с элементами обсуждения).

Факультатив проводится весь учебный год и иногда принимает вид заседаний научно-технического общества, на которых докладчиками выступают сами школьники. В первом полугодии больший объем времени у преподавателя занимает лекционная работа, а во втором полугодии - практическая работа, связанная с индивидуализированным консультированием и обсуждением исследований каждого заинтересовавшегося ученика. В апреле начинается подготовка к мероприятиям следующего учебного года: определяются новые темы НИРШ, обновляется коллектив лицеистов, посещающих факультатив. В апреле-мае на факультативе преимущественно проводятся практические занятия, направленные на выявление интересов учащихся.

В первом полугодии преподаватель также занимается отбором ограниченного числа школьников, имеющих способности к научно-исследовательской работе, нуждающихся в индивидуализированном подходе при обучении и формировании нравственных личностных качеств. Для этого ведется психолого-педагогическая диагностика учащихся, посещающих факультатив, с целью определения их психологических особенностей (кстати, этому способствует обсуждение прикладных гуманитарных вопросов). На этом этапе формируется коллектив молодых исследователей, устанавливается в нем комфортный микроклимат.

Далее определяются методы, средства обучения и воспитания каждого из членов коллектива. Определяется количество и состав группы учеников, с которыми преподаватель начинает заниматься НИРШ. Основанием этому является примерный прогноз объема последующей педагогической работы. Уточняются возможности каждого ученика, проводится прогнозирование дальнейшего педагогического процесса и, в итоге, окончательно утверждается тема НИРШ.

Желательно, что бы тема НИРШ имела практическую или научную ценность, предполагала применение современной вычислительной техники. Почти всегда выбирается тема, требующая написания программы для ЭВМ, решающей задачи физики, математики и других предметов в рамках поставленной задачи. Программа может стать как бы организующим стержнем всей работы, в том числе процесса самообразования в смежных областях знания.

Начиная, примерно, с ноября, с каждым учащимся периодически ведется практическая работа в виде консультаций по его научно-исследовательской работе. Постепенно осуществляется переход от лекционной групповой работы к индивидуализированной работе. Школьный учитель здесь превращается в научного руководителя НИРШ. Однако совместные заседания не прекращаются, а консультации, в большей части, проводятся в дополнительно назначаемое время.

На консультациях, кроме вопросов НИРШ, уделяется значительное внимание жизни ученика, как индивидуальной, так и в сформированном на факультативе коллективе. По нашему мнению, на этом этапе главное - формирование духа сотворчества ученика и учителя.

Особенностью начала проведения НИРШ является принятие научным руководителем на себя всей ответственности за итог. Это принятие ответственности равносильно для учителя как бы выведению на первый план работы, а не обучения школьника. То есть негласно провозглашается лозунг, что научно-исследовательская работа должна и будет выполнена с этим или другим учащимся. При этом важно не допустить ситуацию, когда ученик начинает, как говориться, “садиться на шею”. Это безоговорочное принятие ответственности определяет сложность следующего этапа, когда уже необходимо разделить ответственность, постепенно развивая навыки самостоятельного выбора методов, средств НИРШ.

В процессе работы уточняется ее цель - это не только победа на конференции, но и путь самовыражения, получения удовлетворения от процесса сотворчества в коллективе и синергийности. Понятия синергийности и сотворчества здесь различаются. Последнее понимается в определении Иоанна Римлянина (III век н.э.) - сотворчество с Творцом через любовь к природе. Наверное, часто для школьников синергийность - это, пока, творчество в согласии с собственной нравственностью. Формирование понимания такого духа и цели работы учеником, по нашему мнению, и есть одна из задач преподавателя на всем протяжении руководства НИРШ.

Одним из возможных критериев проверки эффективности проведенных мероприятий является выявление желания учащегося начать новую работу. Иногда можно наблюдать сожаление, что научно-исследовательская работа заканчивается.

В виде вывода в аннотации к методике стимулирования НИРШ можно назвать три определяющих ее тезиса: синергийность; сотворчество ученика, учителя и всего коллектива; гуманизация научно-инженерной деятельности.

Факультативный курс “Технология разработки программ” читается учащимся с 1997 года. В активе коллектива слушателей этого факультативного курса в 1998 году в рамках программы “Шаг в будущее” имеется ряд побед на региональной, Всеросийской конференциях, премия Ректора МГТУ, победа на Национальном соревновании молодых ученых Европейского Союза и т.д.

Все ребята успешно сдали выпускные экзамены в лицее и прошли вступительные испытания в ВУЗы. Так, Андрей Синев обучается на первом курсе МГТУ им. Н.Э.Баумана, Денис Петруняка поступил на первый курс МИФИ. Константин Медников поступил в МФТИ и ведет факультатив по физике в ЛНИП. Работы ребят напечатаны в разных сборниках, среди которых сборник студенческих работ, информационный бюллетень официальной регистрации Федерального института промышленной собственности Роспатента, сборник научных трудов молодых исследователей программы “Шаг в будущее” и т.д.

В 1999 году ребята завоевали более 30 наград, среди которых диплом и премия министерства науки и технологий Российской Федерации, дипломы различных достоинств, сертификаты, свидетельства и т.д.

В 1997-1999 годы учащимся ЛНИП (Бек-Назарову Д.Р., Синеву А.И., Феноге П.Ю., Черебатову С.А., Шамшуриной Д.А.) Российским агентством по патентам и товарным знакам Федерального института промышленной собственности (РОСПАТЕНТ) выданы шесть СВИДЕТЕЛЬСТВ об официальной регистрации программ для ЭВМ.

Результаты НИРШ используются в учебном процессе в МГТУ им. Н.Э.Баумана, о чем получены отзывы с кафедр ИУ-1, МТ-6. На базе исследований учащихся готовятся лабораторные работы на кафедрах МТ-6, РК-2 (ТММ). Ребятам позволено участвовать в постоянно действующем в МГТУ им. Н.Э.Баумана междисциплинарном ректорском семинаре “НОМО (Человек)” на котором обсуждаются экоэтические и духовные проблемы науки и техники.

Эти успехи учащихся стали возможны благодаря работе всего педагогического коллектива лицея, руководителем которого является директор Л.И. Иванова, заместители директора З.А.Филипова, С.К.Батрукова, Г.П.Похилько.

Принципы комплексного подхода к обучению, сформулированы в “Образовательной программе ЛНИП г. Королева М.О.”. Большую роль в НИРШ играют факультативные курсы по работе с олимпийским резервом, проводимые аспирантом МГТУ им. Н.Э. Баумана Гладковым Ю.А., выпускником ЛНИП 1998 года Медниковым К.Н., учителем высшей категории Татарниковой Н.В., к.т.н. Царьгородцевым Ю.П., к.т.н. Чухланцевым А.А.

В ЛНИП вопросы организации участия в научных конференциях курирует А.А.Чухланцев. Большой опыт руководства НИРШ имеет преподаватель ОИиВТ Н.В.Татарникова. Под ее руководством проводится городской смотр программ. Татарникова Н.В. в качестве руководителя делегации организовывает участие школьников в научно-практической конференции “ПОИСК”. В ЛНИП выставку школьных работ формируют Гладков Ю.А., Кошель Г.С., Малиновская Г.А.

В 1997/98 уч. году ЛНИП выступил одним из организаторов первой научной конференции молодых исследователей “Шаг в будущее, Москва” (от ЛНИП в состав оргкомитета был включен Гладков Ю.А.). ЛНИП был назван кандидатом на статус базовой организации Координационного центра программы “Шаг в будущее” по Москве и Московской области (доверенными лицами программы “Шаг в будущее” от ЛНИП определены Иванова Л.И., Гладков Ю.А.).

Кроме работы педагогического коллектива ЛНИП качество и практическую ценность НИРШ определила поддержка, консультации, научное руководство крупнейших Российских ученых, преподавателей МГТУ им. Н.Э.Баумана Ю.А. Бочарова, А.В. Власова, В.Н. Волченко, А.А. Головина, А.М. Дмитриева, В.Г. Кондратенко, Н.Л. Лабутиной, Т.Ю. Цибизовой.




Используются технологии uCoz