Гладков Юрий Анатольевич
Лицей научно-инженерного
профиля (ЛНИП), г. Королев Московской области
МГТУ им. Н.Э.Баумана, г.
Москва
“Praemonitus praemunitus”
“Кто
предупрежден, тот вооружен”
“Нашему уму
свойственно верить, а воле – хотеть;
и если у них нет достойных предметов для веры и
желания, они устремляются к недостойным”
Блез Паскаль
1. Алгоритмизация и основы программирования (язык Qbasic).– 90 часов.– 8, 9 класс.
2. Информационные технологии. ОС, системное программное обеспечение. Прикладное (офисное) программное обеспечение. Интернет. HTML.– 54 часа.– 9, 10 класс.
3. Устройство ЭВМ.– 8 часов.– 10 класс.
4. Арифметические основы ЭВМ.– 10 часов.– 10 класс.
5. Логические основы ЭВМ.– 10 часов.– 10 класс.
6. Социальная информатика.– 8 часов.– 10 класс.
7. Численные методы. Моделирование (язык Pascal).– 60 часов.– 11 класс.
1. Содержание и задачи социальной информатики, информационное общество и информационные ресурсы;
2. информационно-энергетическая модель вселенной, расширенное понятие информации как структурно-смыслового разнообразия мира;
3. модель «личность и информационная среда»;
4. экологоэтические проблемы использования ЭВМ.
Информационно-энергетическая модель (IEV–модель), использующая предложенную в 1921 г. академиком Бергом теорию номогенеза, позволяет в отличие от геометрофизических моделей представить такие понятия как сознание, нравственность, душа, дух. Соотнести электронную информацию и сознание.
IEV–модель соответствует уровню общества как части Универсума: информационные ресурсы и общество, экоэтическая и информационная безопасность общества. Модель разработана в МГТУ им. Н.Э.Баумана профессором В.Н.Волченко.
Рис. 1. Информационно – энергетическая модель вещественного и информационного миров: a, b, d, g, W - точки (области) сингулярности; V – витальность (жизнеспособность) систем; I – информативность; Е – энергетичность.
Пояснение. На IEV–диаграмме показаны встречные информационные потоки от Абсолюта к системам вещественного мира и обратно. Абсолют и связанный с ним тонкий мир посылают в мир вещественный всю необходимую для его развития информацию. Обратно, к абсолюту приходят все данные о реализации идей Абсолюта. Обмен информацией идет как бы по трем каналам – через альфа и омега сингулярности, – и непосредственно от каждой ячейки вещественного мира, как живого, так и косного.
Условно показано, что для ячейки человеческого сознания число информационных лучей весьма велико. Можно считать, что их число не ограничено конкретной величиной. Связь с Абсолютом реализуется через «сверхсознание» человека, то есть через Дух, в его Душе. Все остальные живые системы имеют ограниченное число связей и, соответственно, ограниченный уровень сознания. Благодаря «расширенному» сознанию человек пытается постигать смысл жизни и сам ее конструировать.
Модель «личность и информационная среда» рассматривает личность как элемент информационного пространства, испытывающий воздействие со стороны семьи, школы, «улицы», средств массовой информации, «виртуала» – представленных в модели как информационные поля. Эта модель соответствует уровню личности: информационные ресурсы и личность, экоэтическая и информационная безопасность личности.
1. Лекции – 4 или 6 часов, в том числе одна лекция в 9 классе;
2. круглые столы – 2 или 4 часа;
3. контрольная работа – 1 час (один вопрос в полугодовой контрольной работе).
· Что должен включать в себя экоэтический кодекс или закон о защите прав потребителей информации?
· Нужно ли бороться с компьютерными наркотиками - играми?
· Реклама - двигатель или тормоз прогресса?
· Как сделать Интернет планетарным МЧС?
· Возможно ли создание полноценного искусственного интеллекта?
· Предмет изучения социальной информатики. Информационное общество. Информационные ресурсы.
· Информационно-энергетическая модель вселенной. Расширенное понятие информации на примере модели.
· Модель «личность и информационная среда». Экологоэтические проблемы использования ЭВМ.
1. Школьники ознакомились с базовыми понятиями социальной информатики и инженерной этики.
2. На круглых столах в ходе дискуссии учащиеся сами предложили ряд мер по снижению негативного влияния информационных полей на личность и общество.
3. Удалось усилить межпредметные связи – с предметами гуманитарно-филосовского цикла (идеализм, материализм); с биологией (эволюционные учения, теория номогенеза академика Берга); с физикой (модель большого взрыва, физический вакуум, торсионные поля, бюоны).
4. Контрольная
работа подтвердила достаточно высокую степень усвоения материала.
Приложение. Рисунки, поясняющие IEV–модель В.Н. Волченко
Ü Творение E ¬I
Энергетичность, E
Информативность, I
Вещественный
мир Тонкий мир Ý
e J
I-E барьер
Косное Живое
ß
Ý
a- W-сингулярность
сингуляр Витальность
V=I/E
ность Газ Жидкость
Твёрдое ЭВМ Растения Животные Человек
Н
о м о г е н е з
b–
g–
сингулярность сингулярность
ß Творение
E ® I
Рис. 3. Научно–эзотерическая
схема–модель номогенеза Вселенной (IEV–модель)
в ее вещественном и
тонкоматериальном (информационном) мирах. Условно показана “петля” развития
(творения) Вселенной. a, b, g, W — точки (области) сингулярности: a — начальная точка; g — переход от вещественного к информационному
миру;
b — переход от косных к живым системам; W — конечная точка в петле развития.
Вещественный
мир
Ig=Iмакс
Информационный
(тонкий) мир
b -
барьер Ib
Виртуальное
пространство ЭВМ
Активное И-Э (g) барьер
сознание
Подсознание
a Косное Флора Фауна Человек W
Рис. 4. Схема IE барьера (g сингулярности) между вещественным и тонким мирами